понедельник, 21 декабря 2015 г.

АВА-ТЕРАПИЯ

Прикладной анализ поведения или АВА-терапия – что это такое? 
Это одно и тоже или это разные вещи? Это наука? Это прием коррекции детей с аутизмом? Является ли это «дрессировкой»? Относится к педагогике, психологии или медицине? 
Эти и многие другие вопросы могут тревожить родителей и воспитателей детей с особенностями развития и мешать принятию решения о включении или не включении в коррекционную и абилитационную работу реализацию АВА-программы.


Как же понять, что на самом деле представляет из себя Прикладной анализ поведения или АВА-терапия? Начнем с того, что эти два термина тождественны, Прикладной анализ поведения — перевод на русский язык названия Applied behavior analysis, причем из первых букв этих слов получается аббревиатура АВА в термине АВА-терапия.
 Немного истории, если вам это не интересно — смело пропускайте. Прикладной анализ поведения сформировался и развивался в рамках бихевиорального направления психологии (бихевиоральный – изучающий поведение, от английского слова behavior – поведение), основоположниками которого во всем мире считаются американский ученый Джон Уотсон и – как это ни удивительно нам это узнать – русский нейрофизиолог Иван Петрович Павлов. Итак, бихевиори́зм  — направление в психологии, объясняющее поведение человека, начало этого направления принято относить к 1913 году, когда была опубликована статься Джона Уотсона «Психология с точки зрения бихевиориста». Предметом изучения бихевиоризма является наблюдаемое, измеряемое поведение в рамках канонической формулы «стимул вызывает реакцию».
Очень большой вклад в развитие Прикладного анализа поведения и выделения его в отдельную отрасль научного знания принадлежит Б.Ф. Скиннеру, профессору (с 1939) в университетах Миннесоты, Индианы и Гарварда, автору множества книг и статей, автору теории анализа вербального поведения. Одной из важнейших своих работ Скинер считал книгу «Вербальное поведение», в  которой описал концепцию Анализа вербального поведения, на основании которой построена методология обучения вербальным навыкам.
Работы Скиннера наиболее убедительно доказывают, что воздействие окружающей среды определяет наше поведение. В отличие от других психологов, Скиннер утверждал, что почти всецело поведение непосредственно обусловлено возможностью получения усиления из окружающей среды. По его мнению, для того чтобы объяснить поведение (и таким образом понять личность), нам нужно только проанализировать функциональные отношения между видимым действием и видимыми последствиями. Работа Скиннера послужила фундаментом для науки о поведении, не имеющей аналогов в истории психологии, безусловно, он является одним из самых высокочтимых психологов нашего времени.
Прикладной анализ поведения как отдельная отрасль научного знания ведет свою историю 1968 года, с момента опубликования статьи Байера, Вольфа и Ризли «7 определяющих характеристик АВА».
Итак, мы определили, что  Прикладной анализ поведения – это отрасль научного знания, сформировавшаяся в рамках бихевиорального направления психологии, изучающая поведение живых организмов во взаимодействии с факторами окружающей среды и имеющая статус самостоятельной научной дисциплины с 1968 года.


Но АВА это не только наука, но и коррекционно-развивающая методика, успешно применяющаяся для коррекции поведения и развития навыков детей с особенностями развития, в частности, для детей с аутизмом и расстройствами аутистического спектра.
Почему традиционно Прикладной анализ поведения применяется для обучения, развития и коррекции поведения детей, у которых диагностирован аутизм или расстройство аутистического спектра?
В частности потому, что особенности поведения такого ребенка затрудняют построение учебного процесса, иногда делая его (процесс) почти невозможным. Ребенок может не реагировать на обращенные к нему слова, не отзываться на имя, не выполнять просьбы и указания взрослого. Может убегать из класса, сбрасывать предметы со стола, проявлять агрессию или безразличие по отношению к учителю или родителям, может наносить себе вред. Не вызывает сомнений, что обучать ребенка с таким поведением обычными средствами, средствами конвенциальной педагогики (когда учитель стоит у доски и разъясняет новый материал) как минимум неэффективно. Для того, чтобы сформировать у такого ребенка поведение сотрудничества со взрослым, мотивацию к взаимодействию, снизить (или удалить вовсе) проблематичное поведение, успешно используются методики и процедуры, построенные с опорой на базисные принципы и концепции Прикладного анализа поведения.
С помощью АВА-терапии как коррекционно-развивающей методики можно решать многие задачи:
- формировать новое поведение, то есть, учить ребенка тому, что он пока не умеет делать;
- можно увеличить частоту поведения. Например, если ребенок обращается с просьбой, но очень редко или говорит «мама», но только один раз в неделю, можно работать над увеличением частоты такого поведения;
- снижать частоту поведения. Например, ребенок, который научился пользоваться горшком, может проситься на горшок очень часто, в надежде получить поощрение. В таком случае можно работать над снижением частоты поведения, чтобы оно происходило реже, но, тем не менее, оставалось в репертуаре ребенка;
- можно работать над тем, чтобы проблематичное, нежелательное или опасное поведение угасло;
- решать другие задачи, связанные с изменением поведения или его характеристик (частоты, силы, продолжительности).
Работа в АВА проводится по программе, которая строится индивидуально для каждого ребенка и является краткосрочной. То есть, программа не содержит целей, для достижения которых потребуются месяцы и годы, а описывает краткосрочные учебные цели, которые предположительно находятся в зоне ближайшего развития ребенка. Для определения учебных целей используется тестирование уровня первоначальных навыков, я использую в своей работе тестирование Марка Сандберга VB-MAPP.
Так как цели программы являются краткосрочными, в программе обычно указываются критерии успеха – то есть такие показатели, которые позволят нам считать цель достигнутой – и систему сбора данных. Сбор и анализ данных о продвижении ребенка – одна из характерных черт работы в рамках Прикладного анализа поведения (АВА-терапии). На основании данных о продвижении вносятся коррективы в учебную программу, выбираются новые цели. Если цели за определенный период времени не достигнуты, следует принять решение о замене метода обучения, замене используемой системы подсказок или о предварительном обучении необходимым «поднавыкам», которых, возможно, не хватает для формирования целевого навыка. Такое построение процесса делает обучение динамичным, эффективным, «ребенкоориентированным» и дает педагогу понимание того, к чему в каждый момент он должен стремиться и что позволит считать цель достигнутой.
 АВА-программа может реализовываться в разных местах и в разном формате: дома, в группе детского сада, в кружке или на детской площадке. Занятие может проводиться один на один с педагогом, в паре с другим ребенком, в микрогруппе (2-3 ребенка), малой группе (5-6 детей) и в составе полной группы детского сада или школьного класса.
Необходимые условия успеха – постоянный мониторинг прогресса, выполнение рекомендаций старшего специалиста, сопровождающего программу, единство требований всех участников коррекционного процесса (не забудьте согласовать планируемые изменения с бабушками и дедушками, а также с доверенной няней, если она есть у ребенка). Многие мамы и папы говорят о том, что АВА это не столько занятия, сколько образ жизни и от того, насколько значимые взрослые, семья ребенка готовы принять участие к работе, зависит успех маленького человека в продвижении к учебным целям, главные из которых – самостоятельная взрослая жизнь, общение, творчество.


Комментариев нет:

Отправить комментарий