понедельник, 14 декабря 2015 г.

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕРЕЗ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Возникающие творческое воображение – важный показатель развития не только познавательной сферы, но и формирования личности ребенка в целом.


Начинать формировать воображение ребенка можно с самого раннего возраста, надо искать и находить все новые и новые пути для развития умения фантазировать. Создание нового путем аппликации и ручного труда составляет результат творческой деятельности дошкольников. 

В процессе изодеятельности ребенок испытывает разнообразные чувства, радуется красивому изображению, любуется им, огорчается, если что-то не получается, старается добиться результата или, наоборот, теряется, опускает руки, отказывается заниматься. Разумеется, в этом случае, чуткое, внимательное отношение педагога, его помощь, совет помогают ребенку приобрести различные знания, новые изобразительные навыки и умения, уточнить и углубить его представления об окружающем, рассмотреть его творческие возможности и осознать их исполнение. Все это весьма значимо для психического развития. И созданный в результате разнообразных преднамеренных действий продукт является, как правило, новым.



Изучение воображения старших дошкольников с задержкой психического развития характеризуется особенностями в развитии этой функции. Они выражаются, прежде всего, в том, что в отличие от воображения нормального развивающихся дошкольников воображение дошкольников с задержкой психического развития к старшему возрасту не становится творческим, а носит пролонгированный репродуктивный характер и зависит от свойственного им отставания в психическом развитии, существенным компонентом которого является несформированность предпосылок творческого воображения.
Чтобы решить данную проблему, мы решили выработать коррекционную систему работы с детьми с ЗПР по развитию творческого воображения на занятиях по аппликации и ручному труду.
В дошкольной педагогике применяются разнообразные методы обучения. 
Методы должны соответствовать:
  • общей цели и задачам;
  • специфике вида деятельности;
  • возрастным и психическим особенностям детей.
Коррекция отклонений в развитии данной психологической функции у старших дошкольников с ЗПР дает положительные результаты в том случае, когда работа педагога в этом направлении носит целенаправленный характер.
Для развития положительного мотивационно – потребностного компонента и интереса к творческой изодеятельности, важно обеспечить условия, способствующие проявлению интереса и желания детей:
  • Материальные (оборудование, обстановка и т.д.);
  • Расширение круга его представлений, обогащение новыми впечатлениями, накопление опыта;
  • Создание эмоционально благополучной атмосферы на занятии;
  • Положительное отношение к творческой деятельности.
Основой развития творческого воображения ребенка является накопление и обобщение жизненных впечатлений, наличие достаточного эмоционально-чувственного и художественного опыта.
Коррекция развития творческого воображения основывается на принципе развивающего обучения, учета возрастных, психологических и индивидуальных особенностей ребенка, при котором оно должно вести за собой развитие, ориентируясь на те компоненты способностей, которые еще не сформировались, но должны сформироваться в ходе такого обучения.


Цель: развитие творческого воображения и обучение использования в работе разнообразных средств выразительности у старших дошкольников с ЗПР на занятиях по аппликации и ручному труду.
Задачи: учить детей проявлять творчество при работе с новыми материалами (ватные подушечки, цветные салфетки, синтепон, опилки и т.д.); развивать воображение, мышление, мелкую моторику; воспитывать интерес к рукотворному миру.
Основные блоки коррекционной работы:
  • Диагностический – заключается в первоначальной диагностике творческого воображения у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста перед проведением занятий, так и в последующей диагностике во время проведения занятий по аппликации и ручному труду.
  • Развивающий – планирование и проведения занятий.
  • Заключительный состоит в формировании и закреплении полученных знаний.
Этапы реализации работы:
Первый этап имел своей целью установления первоначального уровня развития творческого воображения детей средствами изодеятельности. По тестам «Доброе и злое», разработанный А.А. Мелик-Пашаевым и «Дорисуй картинку», разработанный Э. Торренсон и адаптированный О.М. Дьяченко. Было выявлено, что у детей преобладает низкий уровень развития творческого воображения, который наблюдается более, чем у половины детей.
На втором этапе своей работы был составлен перспективный план развития творческого воображения на занятиях по ручному труду и аппликации. Для развития творческого воображения использовала следующие методы:
«Фантастический образ». Используется для тренировки и развития творческого мышления и фантазии. Ребенку предлагаются элементы изображений. Его задача – построить из них фантастический образ (существо, предмет).
«Что бы это могло быть?» Детям предлагаются рисунки с фигурами, которые похожи одновременно на несколько предметов. Нужно назвать, что бы это могло быть.
На этом этапе больше уделяла внимания на использование приемов, которые способствовали бы развитию творческого воображения – беседа, рассказ, чтение произведений, наблюдение в природе, рассматривание иллюстраций.
Например, я рассказала детям сказку В. Сутеева «Петух и краски». Затем выдала лист с рисунком петуха и предложила каждому выступить в роли краски. Также дается детям цветная бумага. Они наклеивают полоски (каждый свой цвет) и развивают сюжет.
В качестве развивающих упражнений можно использовать вырезание симметричных фигур из бумаги, сложенной вдвое, симметричных узоров из листа, сложенного в несколько раз (снежинки, листочки, кораблик, ракета), Вырезание силуэтных изображений по контору и на глаз.
На третьем этапе была проведена повторная диагностика – это позволило оценить динамику развития ребенка. Детские работы стали лучше, интереснее сюжет стал насыщенней, обогащенный образами.
Вариант коррекционной работы предполагает подгрупповые занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР. Периодичность занятий 1 раз в неделю, каждое занятие рассчитано на 25-30 мин.
Схема занятий:
Ритуал приветствия, создание эмоционального настроя.
Основная часть, в которой могут быть комбинации из следующих вариантов: беседа, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, продуктивная деятельность.
Рефлексия прошедшего занятия: оформление выставки работ, их коллективный анализ.
Таким образом, развитие творческого воображение у старших дошкольников с ЗПР на занятиях по аппликации и ручным трудом, в общей системе коррекционной работы в дошкольном образовательном учреждении обеспечивает возможность развития такой важной психической функции, как воображение. Кроме этого, целенаправленная своевременная работа по формированию творческого воображения у детей данной категории создает условия для их успешной полготовки к обучению в школе.



Комментариев нет:

Отправить комментарий