понедельник, 21 декабря 2015 г.

ЧТО ОТЛИЧАЕТ ХОРОШУЮ ПРОГРАММУ ПО АВА - ТЕРАПИИ?

Несколько советов родителям о том, как понять, насколько качественны предложенные услуги по АВА для ребенка с аутизмом
Прикладной анализ поведения (АВА) — подход к обучению детей с аутизмом, чья эффективность в наибольшей степени подтверждается научными исследованиями, и в то же время он вызывает и наибольшее количество разногласий. Причина этого в истории АВА и заблуждениях об этом подходе. Хорошая современная программа АВА — это позитивный опыт, сосредоточенный на ребенке и его мотивации.
Вот несколько признаков хорошей практики АВА, на которые стоит обратить внимание, если вы ищите специалиста в этой области для ребенка с аутизмом.
Процедура объединения специалиста и положительных стимулов
Консультант по АВА или тьютор не будут сразу же предъявлять ребенку какие-либо требования. Сначала они проведут с ребенком время, выстраивая свои отношения с ним. При этом они постараются создать ассоциацию между собой и положительным опытом и весельем. Только когда ребенок начнет радоваться присутствию специалиста, тот будет постепенно вводить требования.
Установление мотивации
Обучение всегда должно быть веселым, и если ребенок не замотивирован, то обучение не проводится. Хороший инструктор АВА всегда уделяет много внимания выявлению того, что мотивирует ребенка прежде чем чего-то от него требовать. Если ребенок сопротивляется обучению, значит, его не удалось замотивировать в достаточной мере.
Сотрудничество, а не подчинение
Во время обучения акцент должен быть на установлении сотрудничества, а не на подчинении и контроле. Цель в том, чтобы ребенок сам выбирал сотрудничество со специалистом, а не был вынужден подчиняться его требованиям. Принуждение к сотрудничеству может привести к проблемам с обучением в будущем, и это признак того, что инструктор не провел успешную процедуру объединения с положительными стимулами или не смог достаточно мотивировать ребенка.
Коррекция поведения на основе функции
Любое вмешательство по коррекции поведения должно быть основано на его функции (причине), а не на том, какое это поведение и как оно выглядит. Специалист АВА должен потратить достаточно времени, чтобы собрать данные, проанализировать их и понять, какую потребность или желание ребенок пытается донести с помощью проблемного поведения, и начать учить его подходящей альтернативе. Проблемное поведение — это всегда способ сообщить о важной для человека потребности. Недостаточно просто начать его игнорировать («поставить на вымирание» — технический термин, когда поведение больше не приводит к желаемому результату).
Развитие навыков
В хорошей программе АВА акцент всегда делается на обучение новым навыкам, а не просто на уменьшение проблемного поведения. У людей с диагнозом аутизм могут быть особые потребности, например, для них может быть характерно самостимулирующее поведение, и программа обучения не должна сводиться просто к избавлению от таких видов поведения.
Умение сообщить, что ты хочешь
Первым приоритетом при обучении ребенка с аутизмом должно стать обучение навыкам просить о том, что он хочет (в АВА это называется манд-реакции). Как только станет понятно, что мотивирует ребенка, следующей задачей должно стать обучение ребенка тому, как об этом попросить — устно, с помощью изображений или жестов.
BCBA
Ваш консультант по АВА должен иметь международный сертификат поведенческого аналитика (ВСВА) или должен работать над получением этого сертификата под регулярной супервизией ВСВА. Сертификат означает соответствие минимальным требованиям по образованию в области АВА и опыту работы под супервизией опытного специалиста. Все ВСВА имеют разный опыт и специализацию, и они обязаны практиковать в рамках этического руководства международной сертификационной комиссии по поведенческому анализу.
Сотрудничество с другими специалистами
Для того, чтобы добиться наилучших результатов для ребенка, специалист в области АВА всегда должен стремиться к сотрудничеству с другими учреждениями и людьми, которые оказывают поддержку вашему ребенку — детским садом, школой, логопедом и так далее.
Обучение родителей
ABA нельзя оставить только специалистам. Родители и другие члены семьи должны быть максимально вовлечены в принятие решений и их необходимо обучать. Это командная работа. Тем более, что многие родители вынуждены сами выполнять функции инструкторов АВА при поддержке консультанта.
Если вы получаете услуги по АВА, но вам кажется, что они не соответствуют этим принципам, то вам следует задать несколько вопросов вашему специалисту. Кроме того, вы можете обратиться к этому списку при поиске подходящих услуг.

Комментариев нет:

Отправить комментарий